Как составить акт инвентаризации

Под инвентаризацией подразумевают проверку наличия определенного имущества организации, а также состояния ее финансовых обязательств. Порядок проведения процедуры регламентируется соответствующими нормативными документами. Результаты инвентаризации указывают в специальном акте.

Назначение инвентаризационного акта

У каждого предприятия есть определенные товарно-материальные ценности, которые подлежат соответствующему учету. Для этого уполномоченные сотрудники проводят инвентаризационные мероприятия. Они бывают полными или частичными, а также плановыми или внеплановыми.

Внимание! Но процедура проведения установлена на законодательном уровне, поэтому обязательным является составление акта инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Инвентаризацию проводят в несколько этапов:

  1. Подготовка к мероприятию. Руководитель издает приказ об инвентаризации, на основании которого назначаются члены комиссии. Они знакомятся с приказом под роспись. В приказе обязательно указывают объект проверки и сроки.
  2. На втором этапе осуществляют непосредственную проверку товарно-материальных ценностей и составляют акт.
  3. Затем акт инвентаризации отправляют на проверку в бухгалтерию. Это необходимо для того, чтобы специалисты смогли выявить недостачу, пересортицу, несоответствие цен и т. д.
  4. После этого результаты проверки получает руководитель организации. Он подтверждает их соответствующим приказом. На основании этого документа уполномоченные сотрудники могут излишки учесть как «приход», а недостачу – списать.

К составлению документа также предъявляют особые требования.

Может быть интересно: Акт приемки товара

Виды актов инвентаризации

Проверку наличия имущественных ценностей проводят по разным причинам:

  • смена материально ответственных лиц;
  • ликвидация (реорганизация) предприятия;
  • обнаружение фактов хищения или порчи;
  • после стихийного бедствия либо ЧС;
  • аренда, выкуп, продажа предприятия.

Подвергаться проверке могут разные объекты товарно-материальных ценностей. Поэтому законодательством предусмотрены разные виды такой документации:

  • акт инвентаризации кассы;
  • основных денежных средств;
  • ценных бумаг;
  • нематериальных ценностей (активов);
  • кредиторской и дебиторской задолженностей;
  • имущества предприятия.

Оформление документа

Оформление акта инвентаризации всегда происходит в двух экземплярах, его разрешено заполнять от руки или печатать с помощью компьютера. Если документ заполняют от руки, то используют только синюю шариковую ручку или чернила. Но не допускается применение разноцветных ручек, а также наличия помарок либо зачеркиваний без подтверждений.

От инвентаризационной комиссии требуют:

  1. Правильное и точное указание в документе сведений об остатках денежных средств, товаров, запасов, имущественных обязательств.
  2. Своевременное оформление материалов инвентаризации.

Наименования всех объектов, указываемых в документе, должны соответствовать установленной номенклатуре. Это правило касается и их количества, поэтому его указывают в единицах измерения, принятых в учете.

Как правило, документ состоит из нескольких листов. И на каждой странице члены проверяющей комиссии указывают прописью число порядковых номеров объектов и их общее количество. Это делают для того, чтобы нельзя было внести никаких изменений после проведения инвентаризации и подписания актами всеми уполномоченными лицами.

Если есть необходимость внесения изменений, то неправильную запись зачеркивают и ставят правильную отметку. Исправление предварительно оговаривается всеми членами комиссии. Они же подтверждают внесение поправок собственными подписями.

Осторожно! Если имущество оставлено на ответственное хранение, арендовано или получено для переработки, на него оформляют отдельные акты инвентаризации.

В документе нельзя оставлять незаполненные строки, поэтому после проведения мероприятия их зачеркивают. На последней странице бумаги обязательно должны быть сделаны специальные отметки о проверке цен, таксировки и подсчете итогового количества. Эти отметки подтверждаются материально ответственными сотрудниками (кладовщиками и т. д.) и членами инвентаризационной комиссии.

После составления акта его подписывают:

  • уполномоченные члены комиссии;
  • материально ответственные лица организации.

В конце документа участники инвентаризации дают расписку, подтверждающую следующее:

  • присутствие членов комиссии во время проверки имущества предприятия;
  • отсутствие претензий к проверяющим лицам;
  • принятие имущества на хранение.

Если инвентаризацию проводят при смене материально ответственного лица, то принявший имущество подтверждает подписью его получение, а сдавший его, соответственно, передачу. Обе подписи должны быть в акте обязательно.

Справка! Акт об инвентаризации подлежит обязательной проверке сотрудниками бухгалтерии. Если в это время поступают новые товарно-материальные ценности, они приходуются после окончания процедуры проверки.

В случае обнаружения недостачи или излишек, то оформляют сличительные ведомости (обязательно в нескольких экземплярах). Один экземпляр передается материально ответственным лицам, а второй – непосредственно членам инвентаризационной комиссии. Именно комиссия обязана определить причины возникновения такого несоответствия, а затем указать свое решение в протоколе заседания. И только после этого все результаты проверки передают руководителя для подтверждения.

Полезно почитать: Расходно-приходная накладная

Содержание акта

Документ оформляется в простой письменной форме с указанием соответствующей информации. На первой странице содержатся реквизиты, сроки, подписи уполномоченных лиц. Вторая страница документа включает:

  • порядковый номер;
  • счет, на котором ведется проверка определенного объекта товарно-материальных ценностей;
  • название и соответствующий номенклатурный код;
  • единица измерения каждого проверяемого объекта;
  • номера учета в организации;
  • наличие объекта и сумма в денежном выражении.

Все листы акта инвентаризации скрепляют и пронумеровывают.

Форма

Единый унифицированный образец акта инвентаризации на законодательном уровне не установлен. Но в приказе Минфина №49 от 13 июня 1995 года приведены примерные формы этого документа. К примеру, акт инвентаризации наличных денежных средств содержится в Приложении 14. Часть документов можно найти в Постановлении Госкомстата России №88 от 18 августа 1998 года.

Другими словами, закон предоставляет организациям самостоятельно разрабатывать бланки актов инвентаризации и использовать их для фиксирования результатов проверки. Такая возможность появилась с 2013 года. Но большинство современных предприятий используются для этого привычную и удобную форму ИНВ-3. Данный акт инвентаризации можно скачать прямо здесь:

  1. Бланк.фото-1
  2. Образец заполнения.фото-1

Обязательные реквизиты

Акт инвентаризации является официальным документом, поэтому на первой странице обязательно указывают реквизиты и другую важную информацию:

  • название предприятия;
  • сроки проведения инвентаризации;
  • реквизиты документа, подтверждающего проведение проверки (приказа руководителя);
  • реквизиты (номер, дата) акта инвентаризации;
  • виды товарно-материальных ценностей, которые будут подвергаться проверке;
  • подписи материально ответственных сотрудников, подтверждающие сдачу в бухгалтерию всех необходимых документов.

Инвентаризация − важная часть работы любого современного предприятия, независимо от вида деятельности или количества товарно-материальных ценностей. Эту процедуру проводят несколько раз в год, чтобы иметь представление о доходах, убытках, развитии организации. Но важно учитывать все нюансы процедуры и правильно оформлять документы.

Комментарии
  1. Хомуты

    Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (Унифицированная форма N ИНВ-6)

Добавить комментарий