Назначение и составление акта приема-передачи квартиры

Акт приема-передачи квартиры – обязательный документ, который должен быть составлен и подписан заинтересованными сторонами, согласно статье Гражданского кодекса, которая оговаривает необходимость этой формы или другого документа о передаче недвижимого имущества или материальных ценностей. Именно подписание этой бумаги и есть тот ключевой момент, когда условия совершения имущественной сделки считаются окончательно исполненными, и один владелец сменяет другого на законных основаниях.

Когда используется акт приема-передачи квартиры

Время оформления и подписания акта наступает после того, как зарегистрированы права собственности, и это удивляет людей, не знакомых с юридическими тонкостями проведения имущественных сделок. Однако незнание законодательства может обернуться негативными последствиями, поскольку такое возможно только если определяется другой порядок специально заключенным договором или передача недвижимости происходит по другому закону той же страны.

Различают только два варианта использования официальной формы – при покупке вторичного жилья или получении его от застройщика:

  1. В каждом случае акт передачи выполняет общие и дополнительные функции, его оформление сопровождается определенными нюансами.
  2. Это неудивительно, поскольку покупка вторички, передача денег и регистрация недвижимости означают ознакомленность покупателя с состоянием квартиры и существование договоренности о полном освобождении жилплощади. Ему необходимо проверить отсутствие задолженностей по коммуналке и серьезные недочеты в состоянии квартиры, которые могли появиться после визуального осмотра до совершения сделки.
  3. Прием новопостроенного жилья – своеобразная проверка выполнения заключенного договора между застройщиком (номинальным хозяином жилья и покупателем части его продукции). Это означает, что новый владелец указывает все недочеты в работе (если они имеются), а застройщик, поставив подпись, соглашается с необходимостью удовлетворения претензий или подтверждает их отсутствие.фото-1
Осторожно! Если акт приема-передачи квартиры при продаже не составлен и не подписан, неприятные последствия легко могут быть для обоих сторон сделки. Продавец может каким-либо образом повредить квартиру, и, опираясь на отсутствие акта, переложить на нового владельца издержки по ремонту или удовлетворение претензий пострадавших соседей. Определенные риски есть и для покупателя: при отсутствии акта нельзя в судебном порядке предъявить претензии, если обнаружены недочеты, хотя по факту это означает, что производитель не выполнил условия заключенного между двумя сторонами договора.

Это далеко не все неприятные последствия отсутствия АППзастройщик может быть оштрафован и платить за каждый день предполагаемой задержки (как за невыполнение договорных обязательств), может последовать наказание за уклонение в подписании, у нового владельца будут проблемы с оформлением налогового вычета или продажей квартиры, если вдруг придется искать другое жилье по каким бы то ни было причинам.

Как оформляется АПП

Тонкости оформления тоже зависят от того, какая реализуется жилплощадь. Это может быть отдельный документ или дополнение – передаточный акт к договору купли-продажи квартиры. К самостоятельному бланку могут прикрепляться дополнения, уточнения или список претензий. Поставленные подписи означают:

  • признание по факту смены владельца, перевода прав на имущественное владение от одной стороны – другой;
  • определение даты, которая и считается моментом состоявшейся передачи;
  • в случае с первичной недвижимостью – определение недоделок или признание безупречности проделанной работы;
  • наличие претензий или полной удовлетворенности результатами дольщика;
  • невозможность переложить обязанности нового владельца на старого;
  • возможность оформить налоговый вычет на покупку и возместить таким образом часть потраченных денег;
  • отсутствие возможности выставлять какие-то требования к продавцу (если они при подписании не были отдельно оговорены).

Пока для важного документа нет типовой формы или особого бланка, АПП можно написать на бумаге или распечатать через компьютер. При ручном написании – нельзя использовать сокращения, писать неразборчиво или использовать шариковую ручку другого цвета, кроме синего и черного. Должно быть три экземпляра важного документа, два остаются у сторон совершаемой сделки, третий направляется в Росреестр.

Пункты, обязательные к включению – название, место, время подписания, наименование организации или фамилия, имя, отчество владельца (старого и нового). Если речь идет о новостройке, указывается договор, приводится описание помещения – точный адрес, количество комнат, хозяйственных помещений, метраж.

Если есть претензии, они выносятся в отдельный перечень, наличие которого фиксируется в акте приема-передачи квартиры при покупке. Только после этого указываются полные реквизиты организации, а также паспортные данные физического лица. Под ними обе стороны сделки купли-продажи ставят личные подписи.

Справка! Могут быть и дополнительные пункты – например, описание мебели, если она перешла новоявленному владельцу от прежнего, или другие, по усмотрению присутствующих участников. Есть приблизительный образец бланка, который не является обязательным или официальным, но скачивается в интернете для облегчения работы, которая предстоит участникам сделки, если акт передачи квартиры по договору купли-продажи составляется в произвольной форме.

Вот стандартный образец акта приема-передачи квартиры:
фото-1
Скачать.

Стоимость составления документа

Процедура не предполагает каких-то особенных платежей, но по факту она все равно не бесплатная – до того, как состоится подписание АПП, придется понести предварительные расходы. Некоторые из них – внушительны, даже если не принимать во внимание внесенную стоимость квартиры:

  • отчет об оценке можно заказать через специализированные интернет-сервисы, выбрав в разделе услуги оценочную компанию, или связавшись с ней без посредника (он понадобится в банке), если речь идет об ипотеке или чтобы определить, что уплаченная цена – реальна.
  • оформление в собственность – стоимость зависит от формы, в которой находится покупка, а до этого квартиру придется поставить на кадастровый учет. Эта услуга — не бесплатная;
  • если покупка квартиры проводится через банк, придется оформить договор страхования.
Внимание! Стоимость составления передаточного акта квартиры будет известна после подписания. Его придется заверять у нотариуса, потому все зависит от стоимости его услуг. Посетить его, или пригласить на подписание для заверения всех трех копий можно решить заранее.

Не стоит забывать и о том, что после подписания договора необходимо обязательно зарегистрироваться по новому месту жительства, а для этого придется обратиться в паспортный стол или другую организацию, наделенную полномочиями, хотя можно воспользоваться порталом Госуслуги, при наличии регистрации и личного кабинета.

Кто подписывает документ

В законодательстве говорится только о необходимости наличия на акте приема-передачи подписи двух сторон. На практике это может выглядеть вариабельно, зависимо от нескольких обстоятельств. Это могут быть физические лица, продавец или покупатель, если речь идет о приобретении вторички. Если подписывается АПП на новострой, то с одной стороны – это дольщик или покупатель уже готовой квартиры. С другой – представитель застройщика, наделенный полномочиями выступать от лица фирмы-производителя.

Нередко при выявленных недостатках покупатель требует на перечне недочетов, обнаруженных в помещениях, поставить подпись лица, несущего непосредственную ответственность за их устранение. Хотя в официальных – нормативных и законодательных актах об этом ничего не сказано.

Что делать после подписания АПП

Придется выписать всех проживающих на купленной территории, поскольку автоматически это не происходит. Юристы рекомендуют закрепить необходимость юридического освобождения жилплощади отдельным пунктом в подписанном акте передачи квартиры. Затем передается копия в Росреестр, после чего заканчивается оформление сделки.

Заключение

Составление документа обусловлено Гражданским кодексом и является необходимым условием для окончательного завершения сделки. Если игнорировать требования законодательства, неприятные последствия могут быть для обеих договаривающихся сторон. С даты, обозначенной на документе, стартует срок оплаты жилищно-коммунальных услуг новым владельцем. Привлечение к процедуре юридического консультанта означает дополнительные расходы, зато его присутствие поможет избавить от негативных эксцессов.

Полезное видео

Дополнительный материал по теме: